Разделы

Проблемные вопросы контроля надводной обстановки на Севморпути космическими аппаратами ДЗЗ

В. А. Родионов, М. И. Калинов

СПбНЦ РАН, г. Санкт-Петербург, Россия

«В зоне особого внимания — дальнейшее развитие Северного морского пути. Мы приглашаем зарубежные логистические компании, государства активно использовать возможности этого глобального транспортного коридора» (из послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию 29 февраля 2024 г.). Севморпуть (СМП) в навигационном отношении представляет собой одну из самых сложных и опасных морских транспортных коммуникаций, отличающуюся большой протяженностью, обширными участками с недостаточной гидрографической изученностью и тяжелыми ледовыми условиями. Поэтому выход судна за пределы рекомендованного маршрута и обследованной полосы (рис. 1) связан с возможной его посадкой на неизвестную мель, что подтверждается результатами плавания в зоне СМП.


Рис. 1 Отклонение траекторий движения судов в Западном секторе СМП по результатам исследований в 2020 г.

Для непрерывного (регулярного) мониторинга надводной обстановки в зоне СМП потребуется создание постоянно действующей системы контроля в интересах обеспечения безопасного плавания судов. Важными элементами этой системы могут быть отечественные космические аппараты (КА) дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Для прогнозирования результатов применения КА ДЗЗ, решающих задачу мониторинга надводной обстановки, использована компьютерная методика с адаптированной формой представления результатов (рис. 2) [1].


Рис. 2 Форма отображения получаемых результатов при прогнозировании применения КС ДЗЗ по маршруту СМП

Ожидаемое в ближайшие годы наращивание в 1.5–2 раза орбитальной группировки отечественных КА ДЗЗ, способных фиксировать местоположение морских судов с разрешающей способностью не хуже 5–10 м, позволит на ~50–70 % улучшить значения показателей прогноза результатов применения КС ДЗЗ.

Литература

1) Калинов М. И., Родионов В. А. Прогнозирование результатов при-менения космической системы радиолокационного наблюдения за судо-ходством по маршруту СМП // Сб. тез. 32-й Международной научно-технической конференции «Экстремальная робототехника». СПб.: ООО «РА ФОРТУНА», 2021. 200 с. С. 29–30. URL: https://parlib.duma.gov.ru/common/upload/document_pravchas/I__ghsf200324.pdf (дата обращения 3.02.2025).

2) Исаулова К. Я. Исследование маршрутов движения крупнотоннажных судов в Восточном секторе акватории Северного морского // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2020. Т. 12. № 4. С. 726–733.

3) Гуляков В. В., Гуляков В. Э., Калинов М. И., Родионов В. А. Сценар-но-временной метод прогнозирования результатов применения космиче-ских радиолокационных систем в интересах информационного обеспечения ВВСТ // Сборник научных трудов межотраслевой НПК «ВОКОР-2018». СПб.: НИИ КиВ ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», 2018. С. 101–106.

4) Калинов М. И., Родионов В. А. Прогнозирование результатов при-менения космической системы радиолокационного наблюдения за судо-ходством по маршруту Северного морского пути // Сборник тезисов 32-й Международной научно-технической конференции «Экстремальная робототехника». СПб.: ООО «РА ФОРТУНА», 2021. С. 29–30.