Разделы

Использование данных информационных центров ГНСС для оценивания характеристик бортовых часов КА

П. П. Богданов1, С. А. Михайличенко2, А. Ю. Феоктистов1

1АО «РИРВ», г. Санкт-Петербург, Россия

2АО «ИСС», г. Железногорск, Россия

Одной из задач разработчиков бортовых часов (бортовых синхронизирующих устройств) КА ГЛОНАСС является оперативный контроль их функционирования и оценка точностных характеристик в процессе эксплуатации.

Наиболее простой вариант повышения оперативности получения необходимой информации — использование измерений временных приемников на пунктах ГСВЧ, включающих непосредственно значения расхождения бортовой шкалы времени (БШВ) КА относительно наземных эталонов. Однако в этом случае измерения доступны не на всем периоде обращения КА. Кроме того, использование при обработке измерений в приемниках оперативной эфемеридной информации не обеспечивает высокой точности определения расхождения БШВ и, как следствие, оценивания характеристик бортовых часов.

Следующий вариант — использование измерений приемников на пунктах международной службы ГНСС в формате Rinex, которые позволяют определять значения расхождения БШВ с использованием как оперативной эфемеридной информации, так и апостериорной, за счет чего возможно повышение точности определения расхождения БШВ. Однако при этом сохраняется недостаток первого варианта, поскольку измерения одного пункта не охватывают весь период обращения. А для использования измерений нескольких пунктов необходимо «склеивание» данных, что существенно усложняет применение этого варианта.

В связи с этим несомненный интерес представляет использование апостериорных данных информационных центров ГНСС, включающих поправки к бортовым часам, косвенно свидетельствующие о расхождении БШВ КА. Эти данные предоставляются на весь период обращения КА с разной степенью оперативности и точности, что обеспечивает необходимую оперативность анализа функционирования бортовых часов.

Полученные результаты показывают, что использование апостериорных данных информационных центров ГНСС позволяет оценивать функционирование бортовых часов КА с задержкой не более 1 сут., а характеристики стабильности — на уровне единиц на частоте 10-14.