О расширении функциональных возможностей навигационной аппаратуры потребителей спутниковых радионавигационных систем при работе по двум спутниковым системам
В. И. Бабуров1, Н. В. Васильева1, Н. В. Иванцевич1,2
1АО «Навигатор», г. Санкт-Петербург, Россия
2БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова, г. Санкт-Петербург, Россия
В настоящее время спутниковые радионавигационные системы (СРНС) используются в различных областях человеческой деятельности, особенно в области движения транспортных средств. Обеспечивая непрерывность навигационных полей, спутниковые системы второго поколения, работающие на средневысоких орбитах, открывают перспективы для навигации летательных аппаратов различного назначения: от воздушного средства до космических аппаратов и малых беспилотных летальных аппаратов. Реализуются как штатные, так и нештатные варианты использования навигационных полей СРНС.
К штатному использованию навигационного поля относится функционирование навигационной аппаратуры потребителей СРНС при условиях, определенных интерфейсными документами на эти системы [1, 2]. В таких ситуациях должна обеспечиваться точность навигационного определения, указанная в документах.
Однако при эксплуатации воздушного судна, космического аппарата, беспилотного летального аппарата и других объектов возникают следующие нештатные ситуации:
- затенения отдельных областей окружающего потребителя пространства, например горами, постройкам или искусственными препятствиями;
- работа в условиях крена, тангажа воздушного судна или качки морского судна;
- наличие отражений от подстилающей и других отражающих поверхностей;
- наличие организованных помех, помех по диапазону;
- другие нештатные ситуации.
Некоторые из перечисленных трудностей могут быть преодолены, если использовать информационную избыточность навигационного поля, создаваемого одной СРНС, например ГЛОНАСС или GPS [3], но методы более эффективны при использовании двух глобальных навигационных систем, например ГЛОНАСС + GPS, ГЛОНАСС + BeiDou и других сочетаниях СРНС [4].
В докладе рассмотрен первый вариант формирования навигационного поля двух систем. Проанализирован состав рабочих созвездий навигационных искусственных спутников Земли (НИСЗ), оценена информационная избыточность рабочих созвездий НИСЗ при штатном и различных вариантах нештатного использования навигационного поля; проведено сравнение с аналогичными характеристиками систем ГЛОНАСС и GPS. Рассмотрены также возможности использования информационной избыточности для упрощенных алгоритмов обработки информации при дифференциальных (относительных) местоопределениях.
Результаты получены методом имитационного математического моделирования и представлены в виде таблиц, содержащих параметры распределений числа НИСЗ в рабочих созвездиях и геометрических факторов при различных ограничениях, соответствующих нештатным ситуациям. В процессе моделирования потребитель располагался случайным образом на поверхности Земли, момент времени проведения навигационных определений выбирался случайным образом из интервала повторяемости конфигурации спутников в рабочих созвездиях. При относительных определениях первый потребитель располагался в фиксированной точке на поверхности Земли, а второй — на фиксированном расстоянии от первого, в случайном направлении.
Полученные результаты могут быть полезны при оценке точности и надёжности навигационно-временных определений бортовыми навигационно-посадочными комплексами летательных аппаратов различного назначения в сложных условиях выполнения полётов.
Литература
- Глобальная спутниковая навигационная система ГЛОНАСС // Интерфейсный контрольный документ. Редакция 5.1. М., 2008.
- ICD-GPS-200, Revision C. Interface control document GPS (200). US Air Force, 2000. 160 p.
- Бабуров В. И., Иванцевич Н. В., Васильева Н. В., Панов Э. А. Исследование характеристик точности навигационных определений по ГЛОНАСС и GPS в условиях кренов потребителей. Вопросы радиоэлектроники. Сер. РЛТ. 2008. Вып. 2. С. 192–201.
- Бабуров В. И., Васильева Н. В., Иванцевич Н. В. Совместное использование навигационных полей ГЛОНАСС и GPS в сложных условиях пилотирования воздушных судов в Арктике // Региональная информатика (РИ-2020). XVII Санкт-Петербургская международная конференция «Региональная информатика (РИ-2020)», 28–30 октября, 2020. Материалы конференции. Часть 1. СПб.: СПОИСУ, 2020. С. 332.