Прогнозирование ухода шкал времени бортовых часов с помощью трехкомпонентной модели
Труды ИПА РАН, вып. 69, 47–56 (2024)
DOI: 10.32876/ApplAstron.69.47-56
Ключевые слова: прогнозирование, навигационный спутник, бортовые часы, шкалы, вариация Аллана, параметры модели, гармоника, расхождение, случайный процесс
Информация о статье Текст статьиАннотация
В настоящее время построение прогнозных значений бортовых шкал времени относительно шкалы центрального синхронизатора осуществляется на основе математических моделей в виде простейших полиномов первой и второй степени. При этом в случае оперативного режима расчета орбит КА ГЛОНАСС принимаются линейные модели, параметры которых переопределяются с 6-часовой периодичностью закладки эфемеридной информации в бортовой компьютер. При срочном и апостериорном режимах требуются прогнозы ухода шкал от суток до двух недель. В этом случае для поддержания точности эфемеридно-временной информации возникает необходимость в более сложной модели прогноза, включающей квадратичный член и другие регулярные компоненты. При разработке таких моделей возникают затруднения с оценкой величин систематической и случайной составляющих расхождения данных шкал. В настоящей статье предложена аналитическая трехкомпонентная модель прогнозирования ухода бортовой шкалы. Первые две из них задают линейную и квадратичную часть ухода. Третья компонента учитывает все закономерности периодического и квазипериодического характера. Она представлена полигармоническим рядом, насчитывающим от 15 до 20 гармоник. Параметры модели оцениваются с помощью метода наименьших квадратов индивидуально для каждого навигационного спутника по данным частотно-временных поправок на интервалах 1–5 месяцев предшествующей истории. Для оценки величины случайной составляющей нестабильностей бортовых часов предложено использовать программный генератор случайных чисел, с помощью которого задается желаемая ширина шумовой дорожки. В результате проведения численных экспериментов по отработке предложенной трехкомпонентной модели расхождения бортовой шкалы навигационных спутников ГЛОНАСС и GPS относительно шкалы центрального синхронизатора показано, что погрешности прогноза ухода бортовой шкалы ГНСС в большинстве случаев соизмеримы с погрешностями аппроксимации по данным, на которых оцениваются параметры модели. В частности при отработке модели расхождения бортовой шкалы навигационных спутников ГЛОНАСС (R02) осредненная СКП прогноза на интервале 30 суток составила порядка 1 нс, а для суточных прогнозов порядка 0.5 нс при 100 % выборке результатов.
Цитирование
В. М. Тиссен, А. Ю. Балахненко, В. Д. Рачков. Прогнозирование ухода шкал времени бортовых часов с помощью трехкомпонентной модели // Труды ИПА РАН. — 2024. — Вып. 69. — С. 47–56.
@article{tissen2024,
abstract = {В настоящее время построение прогнозных значений бортовых шкал времени относительно шкалы центрального синхронизатора осуществляется на основе математических моделей в виде простейших полиномов первой и второй степени. При этом в случае оперативного режима расчета орбит КА ГЛОНАСС принимаются линейные модели, параметры которых переопределяются с 6-часовой периодичностью закладки эфемеридной информации в бортовой компьютер. При срочном и апостериорном режимах требуются прогнозы ухода шкал от суток до двух недель. В этом случае для поддержания точности эфемеридно-временной информации возникает необходимость в более сложной модели прогноза, включающей квадратичный член и другие регулярные компоненты. При разработке таких моделей возникают затруднения с оценкой величин систематической и случайной составляющих расхождения данных шкал.
В настоящей статье предложена аналитическая трехкомпонентная модель прогнозирования ухода бортовой шкалы. Первые две из них задают линейную и квадратичную часть ухода. Третья компонента учитывает все закономерности периодического и квазипериодического характера. Она представлена полигармоническим рядом, насчитывающим от 15 до 20 гармоник. Параметры модели оцениваются с помощью метода наименьших квадратов индивидуально для каждого навигационного спутника по данным частотно-временных поправок на интервалах 1–5 месяцев предшествующей истории. Для оценки величины случайной составляющей нестабильностей бортовых часов предложено использовать программный генератор случайных чисел, с помощью которого задается желаемая ширина шумовой дорожки.
В результате проведения численных экспериментов по отработке предложенной трехкомпонентной модели расхождения бортовой шкалы навигационных спутников ГЛОНАСС и GPS относительно шкалы центрального синхронизатора показано, что погрешности прогноза ухода бортовой шкалы ГНСС в большинстве случаев соизмеримы с погрешностями аппроксимации по данным, на которых оцениваются параметры модели. В частности при отработке модели расхождения бортовой шкалы навигационных спутников ГЛОНАСС (R02) осредненная СКП прогноза на интервале 30 суток составила порядка 1 нс, а для суточных прогнозов порядка 0.5 нс при 100 % выборке результатов.},
author = {В.~М. Тиссен and А.~Ю. Балахненко and В.~Д. Рачков},
doi = {10.32876/ApplAstron.69.47-56},
issue = {69},
journal = {Труды ИПА РАН},
keyword = {прогнозирование, навигационный спутник, бортовые часы, шкалы, вариация Аллана, параметры модели, гармоника, расхождение, случайный процесс},
note = {russian},
pages = {47--56},
title = {Прогнозирование ухода шкал времени бортовых часов с помощью трехкомпонентной модели},
url = {http://iaaras.ru/library/paper/2187/},
year = {2024}
}
TY - JOUR
TI - Прогнозирование ухода шкал времени бортовых часов с помощью трехкомпонентной модели
AU - Тиссен, В. М.
AU - Балахненко, А. Ю.
AU - Рачков, В. Д.
PY - 2024
T2 - Труды ИПА РАН
IS - 69
SP - 47
AB - В настоящее время построение прогнозных значений бортовых шкал
времени относительно шкалы центрального синхронизатора осуществляется
на основе математических моделей в виде простейших полиномов первой и
второй степени. При этом в случае оперативного режима расчета орбит
КА ГЛОНАСС принимаются линейные модели, параметры которых
переопределяются с 6-часовой периодичностью закладки эфемеридной
информации в бортовой компьютер. При срочном и апостериорном режимах
требуются прогнозы ухода шкал от суток до двух недель. В этом случае
для поддержания точности эфемеридно-временной информации возникает
необходимость в более сложной модели прогноза, включающей
квадратичный член и другие регулярные компоненты. При разработке
таких моделей возникают затруднения с оценкой величин систематической
и случайной составляющих расхождения данных шкал. В настоящей статье
предложена аналитическая трехкомпонентная модель прогнозирования
ухода бортовой шкалы. Первые две из них задают линейную и
квадратичную часть ухода. Третья компонента учитывает все
закономерности периодического и квазипериодического характера. Она
представлена полигармоническим рядом, насчитывающим от 15 до 20
гармоник. Параметры модели оцениваются с помощью метода наименьших
квадратов индивидуально для каждого навигационного спутника по данным
частотно-временных поправок на интервалах 1–5 месяцев предшествующей
истории. Для оценки величины случайной составляющей нестабильностей
бортовых часов предложено использовать программный генератор
случайных чисел, с помощью которого задается желаемая ширина шумовой
дорожки. В результате проведения численных экспериментов по
отработке предложенной трехкомпонентной модели расхождения бортовой
шкалы навигационных спутников ГЛОНАСС и GPS относительно шкалы
центрального синхронизатора показано, что погрешности прогноза ухода
бортовой шкалы ГНСС в большинстве случаев соизмеримы с погрешностями
аппроксимации по данным, на которых оцениваются параметры модели. В
частности при отработке модели расхождения бортовой шкалы
навигационных спутников ГЛОНАСС (R02) осредненная СКП прогноза на
интервале 30 суток составила порядка 1 нс, а для суточных прогнозов
порядка 0.5 нс при 100 % выборке результатов.
DO - 10.32876/ApplAstron.69.47-56
UR - http://iaaras.ru/library/paper/2187/
ER -