Разделы

Интерактивная система удаленного доступа для морской астронавигации «ШТУРМАН»

Все возрастающая доступность сети Интернет поставила на повестку дня проблему обеспечения удаленным пользователям интерактивного доступа ко всему имеющемуся в ИПА РАН широкому арсеналу средств эфемеридной астрономии, в том числе и к той его части, которая поддерживает решение навигационных задач. Предлагаемая система является одним из шагов на пути решения этой проблемы. С помощью системы пользователь, имеющий доступ к сети Интернет, может решить любую навигационную задачу, представленную в «Объяснении» к издаваемому ИПА РАН двухлетнему «Морскому астрономическому альманаху» (МАА-2).

Удаленный пользователь вызывает через Интернет страницу с системой, на которой он может выбрать любую из предлагаемого списка задач объяснения к МАА-2. После чего открывается диалоговое окно соответствующей задачи, где пользователю предлагается ввести исходные данные. Введенные данные проверяются системой с выдачей в случае необходимости диагностики и подсказок. После ввода данных при отсутствии ошибок система производит необходимые расчеты и выдает пользователю результат с протоколом промежуточных вычислений, аналогичным приводимому в объяснении. Такая форма выдачи результата позволяет пользователю получить не только окончательный результат, но и проследить всю процедуру работы с таблицами для различных наборов данных, что имеет немаловажное методическое значение.

В качестве базового вычислителя используется многофункциональная система ЭРА (Эфемеридные Расчеты Астрономии). Все вычислительные фрагменты системы запрограммированы на высокоуровневом предметно-ориентированном языке СЛОН – входном языке системы ЭРА.

В качестве основы сетевого программирования был выбран CGI-формат (Common Getway Inteface – общий шлюзовой интерфейс), обладающий такими свойствами, как простота и вместе с тем универсальность, а также как обеспечивающий достаточно высокую степень защищенности от несанкционированного вмешательства пользователей в работу WEB-приложений.

При программировании интерфейса с пользователем использовался язык гипертекстовой разметки HTML (Hyper Text Markup Language).

В целом система представляет собой WEB-приложение, обеспечивающее ввод, разбор и контроль входных параметров (вводимых пользователем на своем браузере посредством заполнения соответствующих полей в стартовой странице); запуск вычислительной программы на языке СЛОН с передачей ей входных параметров; возвращение на браузер пользователя результатов решения задачи.

Вход в систему «ШТУРМАН»