Разделы
  • Ознакомьтесь с директивными документами, имеющимися на нашем сайте. Это поможет Вам качественно подготовиться к защите и представить, что Вас ожидает.

  • Хотя, формально говоря, нужно оформлять диссертацию в соответствии с имеющимися ГОСТами (например, ГОСТ 7.11-78, ГОСТ 7.1-84, ГОСТ 7.32-91, ГОСТ 7.12-93, ГОСТ 2.105-95, ГОСТ Р 6.30-97), а также правилами, описанными в Бюллетене ВАК СССР, 1989, No. 4, практически достаточно соблюсти только основные требования:

    1. Текст диссертации должен быть выполнен любым печатным способом на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210x 297 мм).

    2. Поля должны быть не менее 30 мм слева, 10 мм справа, 20 мм сверху и снизу (поля измеряются до номера страницы).

    3. Для основного текста рекомендуется использовать шрифт 14 пт (Times New Roman для Word). В принципе, можно использовать и шрифт 12 пт, но иногда это вызывает замечания, особенно при бледной печати. Для заголовков шрифт обычно делают на один размер больше.

    4. Междустрочный интервал при использовании Word должен быть полуторный, при использовании TeX - увеличенный на 30% по сравнению со стандартным.

    5. Нумерация страниц диссертации должна быть сквозной и включать титульный лист и приложения. Страницы нумеруются арабскими цифрами, на титульном листе номер страницы не указывается. Иллюстрации и таблицы включаются в общую нумерацию страниц.

    6. Формулы и надписи на рисунках нужно делать так, чтобы размер наименьших символов (обычно индексов и показателей степени) был не менее 2 мм.

    7. При использовании иностранных имен и названий лучше использовать язык оригинала (кроме широкоизвестных). Если они приводятся на русском языке, необходимо при первом упоминании приводить в скобках оригинальное написание.

    8. При оформлении списка работ, опубликованных по теме диссертации, необходимо указывать первую и последнюю страницу статьи в журнале/сборнике или общее число страниц для отдельного издания (препринт и т.п.).

    9. Исправления в текст следует вносить чернилами, тушью или пастой черного цвета.

      Учтите, что несоблюдение этих требованиий может повлечь за собой возврат и необходимость перепечатки, а значит значительную задержку в прохождении диссертации в ВАК.

  • Хотя официальных оппонентов и ведущую организацию назначает диссертационный совет, обычно предложения совету готовят диссертант и/или его руководитель. При этом следует тщательно сверяться с п. 22 «Положения о порядке присуждения ученых степеней». Наиболее распространенными ошибками являются выбор оппонента, работающего в одном отделе/лаборатории с диссертантом или имеющего общие с диссертантом работы по теме диссертации. Случаются и другие нарушения этого Положения, которые совет может не заметить.

  • Если Вы (только по согласованию с ученым секретарем совета!), самостоятельно передаете диссертацию официальным оппонентам и ведущей организации и получаете у них отзывы, помните, что отзывы должны быть доставлены в совет не позднее, чем за 10 дней до защиты. Если Вы хотите представить в совет дополнительные отзывы на диссертацию или автореферат, учтите, что они должны быть официально оформлены (т.е. подпись автора отзыва должна быть удостоверена в организации, где отзыв составлялся, а если это отзыв от организации, он должен быть заверен подписью руководителя организации и печатью) и получены в совете не позже, чем за 3 дня до защиты.

  • Рекомендуется заранее написать ответы на замечания, содержащиеся в отзывах (как официальных, так и дополнительных). Во-первых, это поможет Вам продумать содержание и форму ответов, во-вторых, они все равно понадобятся при подготовке стенографического отчета после защиты.

  • После защиты нужно будет составить стенографический отчет, который Вам помогут сделать. К отчету должен быть приложен текст Вашего доклада (рассчитанного на 20 мин для кандидатской диссертации и 30 мин для докторской). Если Вы приготовите его заранее (на бумаге и в виде файла в формате Word), это существенно сэкономит Ваше время после защиты. Кроме того, заранее продуманный и подготовленный в письменном виде доклад поможет Вам более качественно доложить Вашу работу на самой защите.

  • За несколько дней до защиты Вам необходимо подойти к секретарю совета, чтобы подготовить некоторые документы, необходимые во время защиты. Если Вы приезжаете из другого города, планируйте Вашу поездку так, чтобы прибыть в ИПА за 2-3 дня до защиты и остаться примерно на на неделю после нее, чтобы помочь в подготовке документов для совета и ВАК.

  • Ваш доклад на защите должен иллюстрироваться плакатами (не прозрачками!). Необходимо иметь номера на плакатах, чтобы желающие задать вопрос или выступить в дискуссии могли сказать, про какой плакат идет речь. Имейте в виду, что Вы сможете нормально разместить у нас не более 16 плакатов. Рекомендуется написать на первом плакате задачи, решаемые в диссертации, а на последнем - что выносится на защиту. Если Вы готовите плакаты с помощью компьютерных средств, мы просим Вас сделать 20 комплектов копий плакатов в формате А4 для членов совета. Можно приготовить прозрачки с дополнительными данными, если Вы считаете, что они будут полезны во время дискуссии (но не во время основного доклада). По предварительному согласованию можно подготовить для дискуссии компьютерную презентацию, которая может быть подготовлена на дискете, flash-карте или CD.

  • Рекомендуется принести на защиту 15-20 экземпляров автореферата и положить их в зале для желающих из присутствующих - не членов совета.

  • Попросите кого-нибудь из своих друзей записывать во время защиты задаваемые вопросы и выступления (хотя бы конспективно, но обязательно с фамилиями спрашивающих и выступающих). Полезно также попросить кого-либо записать защиту на магнитофон. Совет обеспечивает запись защиты, но технические накладки всегда возможны. Все это существенно поможет потом при подготовке стенографического отчета и других документов.